Молочное ВТО
О том, что же в итоге произойдет с российским молочным животноводством, похоже, так никто и не знает. В условиях вступления России в ВТО, нового витка мирового кризиса и не стабильной ситуации на зерновом рынке, осталось не так много предприятий, способных с оптимизмом смотреть в будущее. Для того чтобы разобраться в ситуации и понять, как на нее смотрят инвесторы, мы беседовали с представителем ИК «ФИНАМ». Молочное животноводство остается одним из наиболее перспективных направлений российского агропромышленного комплекса, в том числе, отрасль выглядит довольно привлекательно с инвестиционной точки зрения. Рентабельность молочного животноводства в крупных хозяйствах в среднем по стране составляет около 20%, при этом у крупных вертикально-интегрированных агропромышленных холдингов данный показатель может существенно превышать этот уровень. Еще один позитивный момент — достаточно стабильный спрос со стороны перерабатывающих предприятий, ориентированных на производство широкого ассортимента готовой продукции. Конечное потребление также демонстрирует вполне позитивную динамику. Среднедушевой объем потребления молока и молочных продуктов в пересчете на молоко составляет около 262 кг/г (данные ФСГС по итогам 2010 г.). Это сравнительно невысокий уровень, потенциал, особенно в сегменте маржинальной продукции (кисломолочная продукция, Y&D, сыры) остается достаточно высоким и будет реализован в среднесрочной перспективе по мере дальнейшего роста доходов населения. «Объем рынка готовой продукции с учетом сыров в розничных ценах составляет около $20 млрд. Ежегодные средние темпы роста рынка в номинальных ценах составляют около 10-15%, в товарной массе — около 5%», — замечает аналитик ИК «ФИНАМ» Мишутина Анна.
Основные негативные факторы индустрии – снижение поголовья КРС, сравнительно низкий уровень качественного развития сырьевой базы (а также инфраструктуры и логистики) и, как следствие, высокая волатильность сырьевых цен, низкая доля промышленной переработки – только около 50%. Можно также отметить общую недоинвестированность отрасли, складывающуюся на фоне высокой капиталоемкость проектов и, как следствие, сравнительно длительных сроков окупаемости (в среднем от 8 — 10 лет). Поэтому, как правило, основные риски формируются в части привлечения заемного финансирования.
«Что касается ВТО, то, на наш взгляд в целом вступление России в этот глобальный торговый союз в долгосрочной перспективе приведет к положительному для экономики страны эффекту. В частности, мы склонны считать, что для АПК, продовольственной индустрии и потребительского сектора в целом, в среднесрочной перспективе они в целом будут носить позитивный характер», — говорит представитель ИК «ФИНАМ»
Некоторые сегменты за счет либерализации тарифов могут оказаться под давлением, но в целом, на наш взгляд, существенных негативных изменений не последует. Мировой сектор АПК переживает период стабильного растущего спроса, и в этих условиях присоединение к ВТО для российского сельского хозяйства является инструментом привлечения инвестиций, технологий и фактором расширения рынков сбыта продукции. Кроме того, стоит учитывать, что в рамках присоединения к ВТО Россия «отстояла» действующую систему таможенно-тарифного регулирования импорта, а также сохранила возможность дальнейшего повышения уровня субсидирования сектора в среднесрочной перспективе, а в дальнейшем использования непрямых мер господдержки. При вступлении в ВТО Россия, вопреки существующим для этой организации правилам, выставила условие в 2012 г. повысить для РФ максимальный возможный уровень господдержки сельского хозяйства с $4,4 млрд до $9 млрд, и лишь затем снизить объемы госфинансирования АПК до сегодняшних $4,4 млрд в год к 2017 году. Помимо поддержки сельского хозяйства на федеральном уровне, сохранится региональная поддержка АПК в субъектах федерации, объемы которой на порядок превышают объемы федеральной поддержки сельхозпроизводителей.
Одновременно либерализация тарифов и выполнение ряда других требований ВТО будет способствовать дальнейшему повышению уровня транспарентности потребительского рынка и развитию конкуренции, что положительно отразится на эффективности профильных компаний и динамике развития в целом. Ожидаемое снижение средних цен, а также расширение ассортимента поступлений импорту и рост конкуренции в целом станут факторами заметного сокращения затрат для потребителей и падения темпов роста потребительской инфляции.
agronews.ru